Пятница, 26.04.2024, 02:24
Полная версия сайта | PDA версия сайта Добрый вечер! Гость | Регистрация | Вход| RSS| ЛС | Поиск по сайту
, Гость! Регистрация не займет много времени. Пожалуйста зарегистрируйтесь , или войдите на сайт как пользователь
Форма входа

Меню сайта

Информация

Свежие темы форума
Форум
Дорога в никуда (8) Кто чем от чего лечится? (72) Купавинские поликлиники (308) Матросова д.4 (0) Платная московская медицина (31)
Внимание!
На форум требуются модераторы

Самые активные авторы


Погода
Яндекс.Погода

Подписка на новости
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Предложение
Уникальное предложение для небольших фирм и хороших специалистов -

Cайт-визитка на сайте г. Старая Купавна.

О вас должны знать все!

Хотите увеличить продажи? Привлечь новых клиентов?

Расскажите жителям Старой Купавны о себе

- разместите рекламу на неофициальном сайте города Старая Купавна

Главная » Статьи » Статьи о Купавне » Статьи из книг

ОКРЕСТНОСТИ КУПАВНЫ, 1. Запад. Лев Богоявленский

Старая Купавна
(Историко-географический очерк, 7 частей)

1. Запад
2. Начало нового
3. По дороге к Родинкам
4. Север
5. Юсуповский канал и Купавинская плотина
6. Восток и юг Купавны
7. Большая Московская улица

История возникновения Купавны географически берёт своё начало от так называемого Кутузовского моста. В этом районе на берегу реки в XIV веке сыном князя Ивана Калиты - Семёном было основано новое поселение. В XVII столетии первый дом от реки поставил Никита Демидов, брат того самого Демидова, посланного царём Петром Великим на Урал для разведки и добычи железа. Поэтому в документах, имевшихся некогда в Купавинском сельсовете, село Купавна имело в своём названии добавку «Село Старая Купавна - Демидове тож», то есть, по первому дому, ставшему на восточном берегу речки Купавинки, по-над самым родничком, втекавшим в речку у самого моста и образовавшим небольшое болотце. Этот родничок, несший чистейшую воду из-под крутого бережка, впоследствии стал святым «колодчиком», над которым появился деревянный навес-будка без двери, но с крестом на крыше. Кстати, напомню, на этот «колодчик» 3 мая (по старому стилю) ежегодно в день престольного праздника Печерской иконы Божией Матери торжественно совершался крестный ход с освящением воды в «колоднике» и в речке. С этого дня благословлялось начало купального сезона, что и осуществлялось гурьбой мальчишек тотчас после молебна. В этот день фабрика не работала, было большое гулянье. Сейчас «колодника» нет, он остался только в воспоминаниях «аборигенов» Купавны. Родничок иссяк или, затянутый песком, ушёл в глубь почвы, но болотце осталось.

1. ЗАПАД

Эта предыстория позволяет начать обзор окрестностей Купавны именно с запада, то есть с Кутузовского моста. По самому центру села проходит большая Владимирская дорога - транспортная магистраль, соединявшая почти по прямой линии центр Москвы с городом Владимиром (Суздальским). Этапам арестантов в летнее время разрешалось в этом месте искупаться и дальше по пути, около лавок и трактиров, подзаправиться подаяниями сердобольных жителей села.

Сам Кутузовский мост упоминается в рассказах старожилов в связи с некоторыми историческими событиями. Благодаря мосту, который был средством дорожной переправы, село перекинулось и на западный берег реки, где со временем выросла Малая Московская улица или Кутузовская сторона и Заречье, а также деревня Кутузово. Поясню некоторую разницу в административно-территориальных названиях: Малая Московская улица и Заречье были заселены рабочими Купавинской фабрики - безземельными мещанами, а деревня Кутузово - крестьянами со своими наделами земли и хозяйством, которые находились в подчинении своему депутату от волости.

Так вот, в 1812 году, когда окончился неудачный поход Наполеона на Москву, из неё потянулись разрозненные части французских войск, которым предписывалось отступать по главным магистралям. Сам Наполеон удирал по Смоленской дороге, а часть отступавших пошла от Рогожской заставы по старой «Владимирке», чтобы по пути запастись провиантом и отступать уже по южным, не разграбленным ещё направлениям. Кутузовские мужики в порыве мести разобрали мост через Купавинку, которая в этом месте имела немалую глубину и явилась бы серьёзной помехой для французов. Но следовавшие впереди неприятеля отряды русских казаков следили за беспрепятственным прохождением отступающих французских частей. Увидев разобранный мост, они крепко обругали кутузовских мужиков и намекнули о возможном разбое со стороны французов за эту пакость, а после приказали мост немедленно собрать, чтобы скорее неприятель прошёл этим местом. Так что разрушенный мост был вновь возведён, да ещё улучшенной конструкции, и французы прошли спокойно. Об этом событии мне поведал мой отец.

Ещё один рассказ, почерпнутый из других, вероятно, литературных источников, имеет название «Тараканий бунт». Он относится к более позднему периоду истории Купавны. Крестьяне деревни Кутузово с трудом кормились небольшими наделами своего хозяйства и были вынуждены пополнять семейный бюджет работой на Купавинской фабрике. Жили они в не очень комфортных условиях, в которых обычно появляются и плодятся любители тепла и даровых крошек - тараканы. Народные приметы говорят, что насекомые эти порой активно проявляют себя перед какой-либо бедой и, как крысы убегают с тонущего корабля, также покидают свои «тёплые гнёзда», причём не по одиночке, а собираются в огромные колонии и ищут безопасное убежище.

Так случилось и на этот раз. Рабочие с утра пошли на работу на фабрику (а работа начиналась в 6 часов утра). Когда после гудка на обеденный перерыв (12 часов дня) рабочие возвращались домой, все увидели, что по мосту сплошной лавиной ползут тараканы, и до того тесно, что не ступишь, чтобы не раздавить их. Чуя неладное, тараканов всё же стали давить, сбрасывать в реку, но большинство насекомых успели пересечь мост и благополучно переселиться в дома непосредственно в самой Купавне.

Жители Кутузова, однако, были не зря обеспокоены бунтом отвратительных «сожителей»: после обеда люди пошли на работу, а в деревне начался пожар. Соломенные крыши стали леткой добычей разгулявшегося огня, подгоняемого ветерком. Выгорело почти пол-деревни, однако часть тараканов спаслась. Правление фабрики пошло навстречу пострадавшим рабочим. Дома были восстановлены, но уже под железной крышей, однако народная примета - «крысы бегут с корабля» - нашла себе оправдание.

На правом, северном, берегу речки Купавинки расположилась деревня Михалёво, начинавшаяся раньше с так называемого «Боданого сада». Это был четырёхугольный участок земли - след оставшейся небольшой, с гектар, усадьбы с садом, теперь застроенный жилыми постройками. «Боданов сад» доселе служил местом купания и рыбалки жителей ближайших улиц.

Кончалась деревня домом крестьянина по фамилии Царсков, около которого шла просёлочная дорога, связывающая деревню с новой дорогой - Нижегородским шоссе. Дорога шла параллельно с канавой - границей земли Бабкиных, хозяев фабрики, по ими заброшенной земле. Недалеко от деревни рос редкий сосновый лесок, служивший отстойником фекалий, которые привозили в бочке от жилых домов и «казармы» с территории фабрики, для чего здесь была выкопана довольно вместительная яма. Недалеко от этого места стоял дом сторожа Дмитрия, охранявшего эту территорию и имевшего близ дома пасеку.

Здесь же на север шла торная тропка вдоль речки к мосту, что близ деревни Новая Купавна, около которого, севернее от шоссе, где был лес, принадлежавший Купавинской фабрике, стояла сторожка под названием «Небытовская», названная так по фамилии сторожа. Существует давнее предание, что в очень древние времена на месте этого леса был город «Камень», остатки строений которого находили в лесу в виде строительного камня со следами отделки и штукатурки. Впоследствии на этом месте располагался пионерский лагерь «Тимуровец», принадлежавший комбинату «Акрихин».

Между улицами непосредственно Купавны и Михалёва пролегал отлогий овражек, который тянулся с переменной глубиной по окраинам старых улиц Купавны, далее вдоль старого кладбища, по сохранившемуся болотцу «Озерки», затем пересекал близ Химбазовского шоссе Большую Московскую улицу. Когда-то, лет двести тому назад, по нему текла речка Чудинка, бравшая своё начало из речки Купавинки. Возле больничного забора эта речка отложила прудок, служивший водопоем для стада коров, которых пригоняли на это место. Этот пруд засыпали в семидесятые годы при постройке Микрорайона.

Далее Чудинка текла вдоль теперешнего посёлка «Жилка». На краю леса был ещё прудок, несколько обмелевший. Однако после организации пионерского лагеря «Золотой ключик» он был искусственно углублен. Волы в нем сейчас немного, но зимой он служит для ребят хорошим местом катания на лыжах и санках.

Далее Чудинка, выбегая m леса, протекала по торфяному болотцу, поросшему кустарниками ольхи, в которых гнездились соловьи. Внизу, в болоте, устраивали концерты лягушки. Дотекая до окраины деревни Шульгино, она опять впадала в ложе своей матери - Купавинки, которая имеет уже другое название - Шаловка. Около деревни Шалово (теперь Обухово) Шаловка впадает в реку Клязьму.

На берегу Чудинки недалеко от старого кладбища были поставлены первые дома деревни Чудинки, впоследствии переселенные на северную сторону Нижегородского шоссе. Они были «приходом» в сельце Родинки, расположенном в лесу за деревней Новая Купавна, об основании которого расскажу отдельно.

Описывая западные окрестности Купавны, следует упомянуть и о том факте, что в послереволюционный период при тяжёлой продовольственной обстановке население Купавны, как и многие другие селения востока Московской губернии, налаживали связь с Москвой посредством железной дороги Нижегородского направления. Попасть в Москву можно было через станцию Кудиново на платформу «пост 27-й версты» (теперь станция Купавна), которой купавинские жители пользовались предпочтительнее станции Кудиново. До платформы и обратно добирались пешком, шагая туда и обратно с покупками, так как лошадь нанять было невозможно, да и стоила эта услуга дороговато, - чтобы проехаться на подводе до станции Кудиново в один конец нужно было заплатить 1 рубль 25 копеек.

Пешая дорога до платформы станции Купавна шла через Кутузово, затем поворачивала налево и через торфяные болота доходила до Бисеровского озера, затем шла вдоль озера по насыпи до станции. В то время по этой насыпи была проложена железнодорожная ветка с тупиком у северного берега озера. По этой ветке отправляли торф, добывавшийся на так называемых Бисеровских торфоразработках, по выработке которых на месте оставшихся карьеров было образовано рыбоводное хозяйство - Рыбхоз.

"Век седьмой", альманах.
Старая Купавна – 2003г.

Продолжение следует…

Категория: Статьи из книг | Добавил: Natulek (08.06.2010)
Просмотров: 3513 | Теги: Михалёво, Озерки, История Старой Купавны, Купавинка, Чудинки, Шаловка, Кутузово, тараканий бунт, Новая Купавна, Кутузовский мост | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Информация

ВНИМАНИЕ!

Случайное фото

А знаете ли Вы, что
Железнодорожная ветка была проложена в 1915 – 1916 годах от Нижегородской железной дороги до Докторовского химзавода. Сырье, привозившееся поездом для фабрики, доставлялось на нее на подводах.

Статистика

Личный кабинет
Добрый вечер, Гость!
Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сейчас на сайте:

ПДД для пешехода
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Условия использования материалов сайта © 2024