Пятница, 03.05.2024, 12:07
Полная версия сайта | PDA версия сайта Добрый день! Гость | Регистрация | Вход| RSS| ЛС | Поиск по сайту
, Гость! Регистрация не займет много времени. Пожалуйста зарегистрируйтесь , или войдите на сайт как пользователь
Форма входа

Меню сайта

Информация

Свежие темы форума
Форум
Дорога в никуда (8) Кто чем от чего лечится? (72) Купавинские поликлиники (308) Матросова д.4 (0) Платная московская медицина (31)
Внимание!
На форум требуются модераторы

Самые активные авторы


Погода
Яндекс.Погода

Подписка на новости
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Предложение
Уникальное предложение для небольших фирм и хороших специалистов -

Cайт-визитка на сайте г. Старая Купавна.

О вас должны знать все!

Хотите увеличить продажи? Привлечь новых клиентов?

Расскажите жителям Старой Купавны о себе

- разместите рекламу на неофициальном сайте города Старая Купавна

Главная » 2011 » Январь » 8 » Закулисная война
21:18
Закулисная война
Старая Купавна
Британия обнародовала секретные архивные документы о том, как западные страны боролись с СССР в Афганистане
Вторжение армии СССР в Афганистан не стало неожиданностью для Запада. В качестве ответной меры, говорится в документах британского архива, рассекреченных по истечении 30-летнего срока давности, США убедили Великобританию, Францию и ФРГ в необходимости встать на сторону афганских боевиков.


Совсем недавно, незаметно для всех прошла ещё одна, теперь уже очередная годовщина — ввода советских войск в Афганистан. Что мы знаем об афганской войне кроме нескольких песен "Прощайте, горы..." и телерепортаже о выходящей бронетанковой колонны с генералом Громовым на броне?

картинка

картинка

25 декабря 1979 года в 15.00 советские войска перешли границу Афганистана. Между тем Афган — это 500 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боев, 49985 человек из которых получили ранения, 6669 остались инвалидами, 13833 воина погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести, 18 были интернированы в другие страны мира. Таков итог оказания "братской интернациональной помощи" соседней стране в человеческом исчислении.
Необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается и неизвестной войной. Власти сделали все, чтобы правда о ней растворилась как дым и тихо ушла в историю.
Если сравнить, сколько известно о трехлетней Отечественной войне 1812 года и четырехлетней Великой Отечественной войне, то можно сказать — об Афгане мы не знаем почти ничего. Почему?
Исторические предпосылки, этого шага советского руководства, обговариваются и сейчас, но несмотря ни на что, упорным молчанием всегда обходят действия руководителей США и стран Западной Европы, которые, при более пристальном взгляде на исторические факты, оказываются не так "безгрешны", как кажется на первый взгляд. В те годы афганцы говорили, что Америка — плохо, а Шурави — хубас, то есть хорошо, хотя в тоже время и воевали с частями ограниченного контингента в ДРА. Теперь уже не секрет, когда наши войска начали входить, вдоль границ пакистана уже была развернута развитая инфраструктура по воспроизводству-клонированию моджахедов и конвейер по переправке их в афганистан, как минимум полгода уже эта сеть работала...
Не смотря на свою трусость Запад все-таки добился поражения СССР в этой войне и последующего его распада... Можно с грустью констатировать что план Даллеса по уничтожению СССР сработал... Что нас ждет впереди, можно только догадываться.
Пытаясь реабилитировать себя в глазах мировой общественности, надев маску "пламенных" борцов с тоталитаризмом и сеятелей "демократии", конгломерат союзников — в борьбе против СССР, так-же вступил "на тропу войны" в Афганистане, пытаясь показать свою боевую мощь и моральное превосходство, но... командование армии США уже подготовило пошаговый план отвода своих войск из Афганистана в течение двух лет. По данным американской прессы, детальный план был обсужден на саммите НАТО в Лиссабоне. Согласно замыслу, вывод американских и союзнических войск будет произведен за 18-24 месяца и завершится в 2014 году. Так бесславно заканчивается их военный поход на Афганистан, и поделом им...

Национальные архивы Великобритании сняли гриф секретности с ряда документов, касавшихся событий 30-летней давности, в том числе с материалов о вводе советской армии в Афганистан в декабре 1979 года.
Документы показывают, что решение СССР ввести свои войска в республику не стало неожиданностью для Запада, и такой вариант развития событий обсуждался между тогдашним президентом США Джимом Картером и премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер за несколько дней до вторжения. «Президент отметил, что Советский Союз демонстрирует повышенную готовность к военным действиям в Афганистане. Есть свидетельства того, что они (советские военные) участвуют в авиаударах и подавлении групп оппозиционного сопротивления», – приводит РИА «Новости» выдержку из секретного отчета о встрече двух лидеров.

Фактическое значение ввода советских войск в Афганистан, трактуется многими военными экспертами всего одной фразой: "Мы опередили американцев на два часа."

Уже давно существует мнение, что русских втянули в войну в Афгане американцы, отомстив таким образом за поражение во Вьетнаме. Факты, однако, говорят о том, что они сами едва не втянулись в новую авантюру, и трудно сказать, как могли бы развернуться события, проморгай советская разведка эти приготовления.
После того как в Иране был свергнут правящий режим, державшийся последние годы на американских штыках, и шах Ирана бежал из страны, туда возвратился духовный лидер аятолла Хомейни, сразу же возглавивший новый политический курс. Америка была объявлена врагом N 1 и изгнана из Ирана, что называется, до последнего американца. Ирак считал США своим врагом еще со времени ирано-иракской войны. Фактически США лишались своего влияния в зоне Персидского залива, а самое главное — ближневосточной нефти, составлявшей основу их энергетики. Тогда взоры пристально обратились к Афганистану — ключевому звену в стратегически важном регионе. Но Афганистан явно уходил в объятия СССР. У спецслужб началась горячая пора...
Умело используя ошибки афганского руководства, попытки которого провести земельную реформу и устроить общественную жизнь по образу и подобию СССР терпели крах при полном непонимании социалистических идей племенами, оппозиция укрепляла свои ряды. Восстали пуштунские племена. Усилился поток беженцев в сопредельные страны. Началось вторжение бандформирований из Пакистана, заполыхала гражданская война, кульминацией которой стал антиправительственный мятеж 15 марта 1979 г. в Герате — третьем по величине городе Афганистана. Не видя иной возможности удержаться у власти, правители ДРА обратились с просьбой к СССР ввести войска.
Три дня, с 17 по 19 марта 1979 г., Политбюро ЦК КПСС обсуждало эту просьбу и пришло к выводу: оказать ДРА военно-техническую, материальную помощь, но войска не вводить. "Мы не можем пойти на такой риск", — сказал тогда Косыгин, которого поддержали Андропов и Громыко. Брежнев согласился. Но в последующие месяцы руководство ДРА еще 20 раз обращалось с такой просьбой.
В сентябре 1979 г. всю власть в стране сосредоточил в своих руках Амин, пользовавшийся поддержкой западных спецслужб. По его приказу Тараки был убит, началось физическое уничтожение просоветски настроенных политиков и военных, число жертв превысило 50 тысяч человек. Дальнейшее развитие ситуации не вызывало сомнений. Встала дилемма: либо потерять Афганистан, либо осуществить военное вмешательство. Оппозиция контролировала уже 92 процента территории, ее армия составляла 40 тысяч человек, началось демонстративное наращивание военной силы США в Персидском заливе и на острове Диего-Гарсия: авиация, флот, силы быстрого реагирования.

По мнению британских аналитиков, советское вторжение продемонстрировало три основных тезиса внешней политики СССР – оппортунизм, безжалостность и скрытность.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ОСОБАЯ ПАПКА

т.т.Брежневу, Косыгину, Андропову, Громыко,
Суслову, Устинову, Пономареву.

Выписка из протокола №172 заседания Политбюро ЦК КПСС
от 31 октября 1979 года

Об обстановке Афганистане и нашей линии в этой связи.

1. Согласиться с соображениями по данному вопросу, изложенными в записке тт.Громыко, Андропова, Устинова, Пономарева от 29 октября 1979 г. (прилагается).
2. Утвердить проект указаний совпослу в Кабуле (прилагается).

Обстановка в Афганистане после событий 13-16 сентября с.г., в результате которых Тараки был отстранен от власти и затем физически уничтожен, остается крайне сложной.
В стремлении укрепиться у власти Амин, наряду с такими показными жестами, как начало разработки проекта конституции и освобождение части ранее арестованных лиц, на деле расширяет масштабы репрессий в партии, армии, государственном аппарате и общественных организациях. Он явно ведет дело к устранению с политической арены практически всех видных деятелей партии и государства, которых он рассматривает в качестве своих действительных или потенциальных противников,
По имеющимся данным, в настоящее время Амином готовится расправа над группой членов Политбюро ЦК НДПА (Зерай, Мисак, Пандишдари), которым предъявляются вымышленные обвинения в "антипартийной и контрреволюционной деятельности". На состоявшемся недавно пленуме ЦК НДПА Амин ввел в руководящие органы партии наиболее преданных ему лиц, в том числе ряд своих родственников.
Эти действия Амина ведут к дальнейшему углублению раскола в НДПА, ликвидации здорового ядра в партии и ослаблению ее влияния на социально-политическую жизнь страны. Они отвлекают также руководство страны от решения актуальных задач строительства нового общества и от борьбы с внутренней контрреволюцией. Между тем, хотя в последнее время военное положение в Афганистане несколько стабилизировалось, нет никаких оснований считать, что мятежники отказались от попыток свержения правительства насильственным путем,
Действия Амина вызывают растущее недовольство прогрессивных сил. Если раньше против него выступали члены группы "Парчам", то сейчас к ним присоединяются и сторонники "Хальк", отдельные представители государственного аппарата, армии, интеллигенции, молодежи. Это порождает неуверенность у Амина, который ищет выход на путях усиления репрессий, что в еще большей степени сужает социальную базу режима. Значительная часть населения страны занимает в отношении нового руководства и проводимых им мероприятий настороженную и выжидательную позицию. Это относится и к настроениям личного состава армии.

Настораживают поступающие сигналы о налаживании Амином контактов с представителями правомусульманской оппозиции и вождями враждебных правительству племен, в ходе которых с его стороны проявляется готовность договариваться с ними о прекращении ими вооруженной борьбы против нынешнего правительства на "компромиссных" условиях, фактически в ущерб прогрессивному развитию страны.
В последнее время отмечаются признаки того, что новое руководство Афганистана намерено проводить "более сбалансированную политику" в отношениях с западными державами. Известно, в частности, что представители США на основании своих контактов с афганцами приходят к выводу о возможности изменения политической линии Афганистана в благоприятном для Вашингтона направлении.
Поведение Амина в сфере отношений с СССР все более отчетливо обнажает его неискренность и двуличие. На словах он и его приближенные высказываются за дальнейшее расширение сотрудничества с Советским Союзом в различных областях, а на деле допускают действия, идущие вразрез с интересами этого сотрудничества. Внешне соглашаясь с рекомендациями советских представителей, в том числе по вопросу сохранения единства в руководстве НДПА и ДРА, и заявляя о готовности укреплять дружбу с СССР, на практике Амин не только не принимает мер по пресечению антисоветских настроений, но и сам фактически поощряет подобные настроения. В частности, по его инициативе распространяетсяверсия о причастности якобы советских представителей к "попытке покушения" на него во время событий 13-16 сентября с.г. Амин и его ближайшее окружение не останавливаются перед клеветническими вымыслами об участии советских представителей в репрессивных акциях, проводимых в Афганистане,

Таким образом, в лице Амина нам приходится иметь дело с властолюбивым, отличавшимся жестокостью и вероломством деятелем. В условиях организационной слабости НПДА и идейной незакаленности ее членoв не исключена опасность того, что ради сохранения личной власти Амин может пойти на изменение политической ориентации режима.
Вместе с тем Амин, судя по всему, понимает, что внутренние и внешние трудности развития афганской революции, географический фактор, зависимость Афганистана в обеспечении повседневных потребностей армии и народного хозяйства обусловливает объективную заинтересованность афганского руководства в поддержании и развитии всесторонних афгано-советских отношений. Понимание Амином того факта, что на данном этапе он не может обойтись без советской поддержки и помощи, дает нам возможность оказывать на него определенное сдерживающее влияние.
В Народно-демократической партии Афганистана и в афганской армии сохраняются здоровые силы, выражающие серьезную озабоченность складывающейся обстановкой в стране, которая может привести к утрате завоеваний апрельской революции. Однако эти силы разобщены и находятся по существу на нелегальном положении.

С учетом изложенного и исходя из необходимости сделать все возможное, чтобы не допустить победы контрреволюции в Афганистане или политической переориентации Амина на Запад, представляется целесообразным придерживаться следующей линии.
1.Продолжать активно работать с Амином и в целом с нынешним руководством НДПА и ДРА, не давая Амину поводов считать, что мы не доверяем ему и не желаем иметь с ним дело. Использовать контакты с Амином для оказания на него соответствующего влияния и одновременно для дальнейшего раскрытия его истинных намерений.
2.Исходя из этой нашей общей линии в отношении Амина на данном этапе и учитывая неоднократно высказывавшееся им пожелание совершить официальный или рабочий визит в Москву для встречи с Л.И.Брежневым и другими советскими руководителями, следовало бы дать ему в принципе положительный ответ, не определяя, однако, сейчас конкретных сроков этого визита.
3.Постоянно обращать внимание Амина на необходимость соблюдения коллегиальности руководства, норм партийной жизни и правопорядка, на недопустимость продолжения безосновательных репрессий в отношении партийных, военных и других кадров.
4. По линии всех советских учреждений в Афганистане усилить изучение обстановки в стране, а также руководящих деятелей партийного и государственного аппарата, командного состава армии, органов безопасности. При беседах с лидерами, дружественно настроенными к СССР и обеспокоенными судьбой апрельской революции, не создавать впечатления, что нами одобряется все происходящее сейчас в Афганистане, не отталкивать таких лиц. В то же время избегать открытой критики тех или иных действий нынешнего афганского руководства, чтобы не давать повода Амину и его сторонникам обвинить нас во вмешательстве во внутренние дела.
5. Военную помощь Афганистану оказывать сейчас в ограниченных масштабах. С учетом реальной обстановки в стране и необходимости дальнейшего ведения боевых действий против мятежников, продолжать поставки стрелкового оружия, запасных частей, минимально необходимого количества боеприпасов и вспомогательного военного имущества. Положительно рассмотреть просьбу афганского руководства о поставке легкого стрелкового оружия для народной милиции ДРА, От дальнейших поставок тяжелого вооружения и военной техники пока воздержаться, тем более, что реальной необходимости в этом сейчас нет, а создавать излишние запасы такого вооружения и боеприпасов в Афганистане нецелесообразно.
6. Находящимся в Афганистане советским воинским подразделениям (узел связи, парашютно-десантный батальон, транспортные авиационные эскадрильи самолетов и вертолетов), а также отраду по охране советских учреждений продолжать выполнять поставленные задачи. От направления в Кабул по просьбе Амина советского воинского подразделения для его личной охраны воздержаться.
7. Б области экономического сотрудничества следует придерживаться линии на выполнение имеющихся обязательств по подписанным соглашениям. Однако к рассмотрению поступающих от Амина все новых просьб об оказании экономической и финансовой помощи, включая по­ставки нефтепродуктов, продовольственных и промышленных товаров, подходить очень осмотрительно и решать эти вопросы с учетом наших возможностей и действительных потребностей афганской стороны, не допуская создания ею за наш счет резервов на длительный срок,
8. Наши советники, находящиеся в Афганистане по линии Минобороны, КГБ и других советских министерств и ведомств, должны оставаться там и выполнять поставленные перед ними ранее задачи. Принимая, однако, во внимание, что Амин настойчиво проводит тезис о "равной ответственности" афганских должностных лиц и советских представителей за работу соответствующих афганских ведомств, должно быть исключено участие советских представителей и советников в мероприятиях афганской стороны, которые могли бы бросить тень на Советский Союз. Просьбы афганской стороны о посылке дополнительно советских советников того или иного профиля тщательно взвешивать и удовлетворять только в тех случаях, когда это будет отвечать нашим интересам.
9. Продолжать практику взаимных консультаций и обменов мнениями с Амином и другими руководителями ДРА по вопросам внешней политики с целью разъяснения нашей позиции то конкретным вопросам, а также выяснения намерений афганской стороны во внешних делах. В необходимых случаях и в соответствующей форме давать понять Амину о нашем неодобрительном отношении к его заигрыванию с Западом. Одновременно по дипломатическим, а также специальным каналам продолжать принимать меры против вмешательства других стран, в частности соседних с Афганистаном, в его внутренние дела.
10. В советской печати ограничиваться в основном сообщениями фактического порядка о происходящем в Афганистане, положительно характеризуя лишь те мероприятия афганского руководства, которые содействуют углублению советско-афганского сотрудничества, упрочению завоеваний апрельской революции и развитию ДРА по пути прогрессивных социально-экономических преобразований.
11. Совпосольству в Кабуле, Комитету госбезопасности СССР, Министерству обороны и Международному отделу ЦК КПСС изучать политику и практические действия X.Амина и его окружения в отношении афганских интернационалистов, патриотов, а также кадров, прошедших обучение в Советском Союзе и социалистических странах; реакционного мусульманского духовенства и вождей племен; внешнеполитических связей Афганистана с Западом и в особенности с США, а также с КНР. При наличии фактов, свидетельствующих о начале поворота X.Амина в антисоветском направлении, внести дополнительные предложения о мерах с нашей стороны.
Просим рассмотреть.

А.Громыко, Ю.Андропов, Д.Устинов, Б.Пономарев

29 октября 1979 г.

К пункту 108 npoт.№ 172
Сов.секретно
КАБУЛ
СОВПОСОЛ

Первое. Посетите X.Амина и, сославшись на поручение, скажите ему, что в Москве с пониманием относятся к высказанному им пожелании посетить Советский Союз для бесед с товарищем Брежневым Л.И. и другими советскими руководителями.
Это его пожелание воспринимается нами как выражение намерения руководства НДПА и ДРА крепить и углублять дружбу и всестороннее сотрудничество между нашими партиями, странами и народами.
Советские руководителя будут готовы принять в Москве Х.Амина, чтобы по-товарищески и по-деловому обменяться сведениями по интересующим обе стороны вопросам, как только для этого представится возможность. К вопросу об определении взаимоприемлимых сроков такого визита можно будет вернуться через некоторое время, принимая во внимание ранее запланированные в СССР крупные партийно-государственные мероприятия, а также уже согласованные внешнеполитические мероприятия.
Второе. Скажите также Х.Амину, что в Москве с удовлетворением отметили официальные заявления, а также высказывания, сделанные в последнее время Х.Амином в беседах с советскими представителями насчет намеченных афганскими друзьями мероприятий по развитию внутрипартийной демократии, обеспечению неприкосновенности прав и демократических свобод граждан, строгому соблюдению революционной законности, разработке проекта конституции. Выдвижение на передний слан этих и других назревших вопросов внутренней жизни страны. является, на наш взгляд, вполне закономерным и оправданным.
Мы не один раз уже высказывали свое мнение афганскому руководству на этот счет. Именно эти аспекты партийного и государственного строительства имелись в виду, когда с нашей стороны высказывались товарищеские пожелания и рекомендации о методах и средствах, ко­торые обеспечили бы неуклонное продвижение революционного Афганистана по пути социального прогресса и демократии.
Важно, чтобы работа по обеспечении принципа коллективности руководства, правильной расстановке кадров, недопущению нарушения норм партийной жизни, развитию демократических институтов стала нормой повседневной деятельности партийных и государственных органов ДРА. Особо хотелось бы подчеркнуть необходимость прекращения необоснованных широких репрессий, которые не могут не наносить вред делу апрельской революции.
Все это будет укреплять революционную власть, способствовать превращению Народно-демократической партий Афганистана в ведущую и организующую силу, опирающуюся на самые широкие народные массы. Это позволит сплотить вокруг партии все подлинно патриотические силы страны, способные внести позитивный вклад в осуществление идеалов апрельской революции.
Усилия афганских друзей, направленные на достижение этих целей найдут поддержку со стороны ЦК КПСС и Советского правительства.
Исполнение телеграфируйте.

==================================================

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ОСОБАЯ ПАПКА

Т.т. Брежневу, Андропову, Громыко, Суслову, Устинову.

Выписка из протокола № 176 заседания Политбюро ЦК КПСС
от 6 декабря 1979 года.

О направления спецотряда в Афганистан.

Согласиться с предложениями по этому вопросу, изложенными в записке КГБ СССР и Минобороны от 4 декабря 1979 г. № 312/270073 (прилагается).

Председатель Революционного Совета, генеральный секретарь ЦК НДПА и премьер-министр ДРА Х.Амин в последнее время настойчиво ставит вопрос о необходимости направить в Kабул советский мотострелковый батальон для охраны его резиденции.
С учетом сложившейся обстановки и просьбы X. Амина считаем целесообразным направить в Афганистан подготовленный для этих целей специальный отряд ГРУ Генерального штаба общей численностью около 500 чел. в униформе, не раскрывающей его принадлежности к Вооруженным Силам СССР, возможность направления этого отряда в ДРА была предусмотрена решением Политбюро ЦК КПСС от 29.6.1979 г. № П156/IХ.
В связи о тем, что вопросы о направлении отряда в Кабул согласованы с афганской стороной, полагаем возможным перебросить его самолетами военно-транспортной авиации в первой декаде декабря с.г. Тов. Устинов Д.Ф. согласен.
Просим рассмотреть.

Ю.Андропов Н.Огарков
4 декабря 1979 г.


картинка
Небольшой экскурс в историю Афганистана:
В Афганистане, где господствовали феодальные отношения, нищета, безграмотность и фанатическая религиозность, было 40 тысяч мечетей и около 300 тыс. мулл. Фактически именно они правили страной, проповедуя ислам в его самых консервативных формах.
В пятидесятых годах Афганистан лавировал во внешней политике между СССР и США. Из – за конфликтной ситуации между Пакистаном и Афганистаном по поводу пуштунских областей США постепенно прекратили свою экономическую помощь Афганистану. В это же время СССР полностью стал на сторону Афганистана в вопросе его территориальных притязаний. Благодаря экономической поддержке США и СССР в Афганистане была отстроена сеть дорог. Советский Союз отстраивал обе оси Кушка – Герат – Кандагар и Термез – Мазари–Шариф – Кабул – Джелалабад, до пакистанской границы (с бетонным покрытием для нагрузок до 60 тонн), а США провели линию Кабул – Кандагар.
В шестидесятых годах в Афганистане была создана коммунистическая партия под руководством Нур Мухаммед Тараки с названием Хальк (народ). В 1967 году партия раскололась на две части Хальк и Парчам (знамя). Просоветской фракцией Парчам руководил сын генерала афганских вооруженных сил Бабрак Кармаль.
17 июня 1973г. монархия была ликвидирована: государственный переворот совершил Мухаммед Дауд Хан, двоюродный брат короля. 27 апреля 1978г. Дауд был свергнут в результате военного путча, проведенного фракциями коммунистической партии, объединившимися под названием «Народно-Демократическая Партия Афганистана». Дауд и 30 членов его семьи были казнены. В результате этой «апрельской революции» президентом стал коммунист Тараки. Бабрак Кармаль стал вице–президентом. В том же году обе фракции снова разделились. Бабрак Кармаль был отправлен послом в Чехословакию. Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Тысячи советских советников прибыли в Афганистан. Коммунистическое правительство хотело быстро превратить Афганистан в современное социалистическое государство. Декретами были проведены земельная, социальные и образовательные реформы. Но эта ускоренная программа не была осуществлена. Ни фракции Хальк, ни фракции Парчам не удалось создать себе базу среди верующего мусульманского населения. Члены партии вместе симпатизирующими составляли менее половины процента населения Афганистана.
В апреле 1979 года, через год после апрельской революции, одновременно во всех провинциях началось восстание против коммунистического режима. Правительство контролировало только города, но потеряло власть над труднодоступной центральной частью страны.
В мае 1979 года премьер–министром стал Хафизулла Амин, который принялся жестоко подавлять восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось. Можно было ожидать скорого падения коммунистического режима в Афганистане. В то время, как на Западе никто на это не реагировал, советское правительство обеспокоилось такой перспективой. Падение Кабула и приход к власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам среди мусульманского населения советских центрально–азиатских республик. Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам. Кроме того, обстановка в регионе серьезно осложнилась из-за Иранской революции и прихода там к власти Хомейни, разорвавшего все отношения с США — советские политики всерьез опасались усиления влияния США в Афганистане, в т.ч. и прямой интервенции американцев, чтобы хоть частично восполнить потерю Ирана. А перспектива получить у самых своих границ еще одно недружественное государство, ориентированное на запад, всерьез обеспокоила Политбюро ЦК КПСС.

«Советский рождественский переворот в Кабуле был совершен в тот момент, когда бдительность Запада и мира в целом и их способность отреагировать была на минимальном уровне... Советские приготовления были столь масштабными, что они не могли пройти (и не прошли) не замеченными Западом, но истинная цель этой интервенции была успешно скрыта до ее успешного завершения», – признавали специалисты Форин-офиса.

картинка

Сражу же после того, как советское посольство уведомило Лондон о введении военного контингента в республику, глава британского МИДа лорд Питер Каррингтон в отправленной в представительство в Москве телеграмме призвал своих подчиненных сделать все, чтобы заставить «СССР чувствовать дискомфорт и на себе ощущать последствия своих действий».

Официально Великобритания выступила с резким осуждением произошедшего, потребовав немедленного вывода советских войск из Афганистана и предоставления афганскому народу права на самоопределение, начав антисоветскую кампанию в ООН.

Впрочем, стать официальным инициатором антисоветской резолюции Вашингтон и Лондон побоялись, тем более что большинство азиатских и мусульманских стран не поддержали идею созвать заседание Совбеза.
В качестве ширмы было решено использовать Бангладеш, в тот момент входивший в СБ ООН. Британский постпред в организации сэр Эндрю Парсонс смог убедить своего бангладешского коллегу подготовить такой проект резолюции и внести его на рассмотрение международного сообщества.

В итоге в начале января 12 голосами «за» Совбез принял резолюцию, открыв тем самым дорогу к обсуждению вопроса на внеочередном заседании Генассамблеи ООН в середине января, где советское вторжение было осуждено уже 104 странами.

«Я думаю, что операция была успешной... Я не стал бы ни на минуту ожидать, что действия ООН повлияют на то, что Советский Союз собирается делать в Афганистане, но ведущиеся дискуссии заставляют его чувствовать себя не очень комфортно», – резюмирует Парсонс, подводя итоги «операции» в ООН.

Помимо политических заявлений, Запад объявил бойкот московской Олимпиаде.

Как следует из архивных документов, Тэтчер лично прилагала все усилия, чтобы сорвать Игры. В частности, одним из ее предложений было перенести их в другой город, либо воздержаться от участия в них. «Я полагаю, что отсутствие на Олимпиаде значительного количества ведущих государств будет серьезным ударом по советскому престижу и одним из лучших способов показать неодобрение интервенции в Афганистан. Отмена, перенос сроков или места проведения Олимпиады будет еще более эффективным», – говорилось в конфиденциальной телеграмме лорда Каррингтона британскому послу в Москве Кертису Киблу.

Однако британские федерации спортсменов, несмотря на давление и откровенный подкуп со стороны правительства, проигнорировали призыв премьера.
Кроме экономических санкций и бойкота московской Олимпиады, Запад начал «наступление» и на тайном военном направлении. В середине января 1980 года в Париже состоялась секретная встреча высокопоставленных представителей США, Великобритании, Франции и Западной Германии.

На ней советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский рекомендовал помочь афганским боевикам занять позиции на пакистано-афганской границе и обеспечить их ракетными комплексами для защиты от обстрелов с воздуха.

картинка

картинка

картинка

«Пока афганцы готовы продолжать партизанское сопротивление, а Пакистан готов быть базой для такого рода действий, Западу вряд ли стоит отказываться от поддержки при соблюдении подобающей конспирации. Это поможет затянуть процесс советского усмирения Афганистана... а существование партизанского движения будет центром исламского сопротивления, которое мы должны продолжать стимулировать», – отмечалось в итоговом отчете.

После ввода ограниченного контингента в Афганистан, "четвертая власть" США развернула кампанию активной критики высшего руководства страны. Признавалось по крайней мере странным, что для Президента и его администрации готовность Советского Союза пойти на любые необходимые меры для поддержки режима-клиента оказалась полной неожиданностью. Ведь американская разведка должна была знать о предстоящем вторжении по крайней мере уже с начала декабря 1979 года! Возможно, администрация была слишком занята экономическим кризисом у себя дома и о вторжении узнала, лишь когда "ограниченный контингент" советских солдат количеством в 50 000 человек оказалось в Афганистане (причем он сразу же получил тенденцию увеличиваться) — слишком большая ошибка президента, по мнению американских журналистов.
В средствах массовой информации, особенно в США, широкую поддержку получило вызванное этим конфликтом наращивание американского военного присутствия в третьем мире и разработанная администрацией США во главе с Президентом Картером так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику.
картинка


Категория: Это интересно | Просмотров: 1146 | Добавил: XBIT | Рейтинг: 0.0/0
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Информация

ВНИМАНИЕ!

Случайное фото

А знаете ли Вы, что
В 1795 году Петр Нордштейн открыл в Купавне производство часов. В 1812 году часовая фабрика перестала существовать.

Статистика

Личный кабинет
Добрый день, Гость!
Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сейчас на сайте:

ПДД для пешехода
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Условия использования материалов сайта © 2024