|   
 
				
			 В Великой Отечественной победили не рабы и винтики системы, а 
гордые, мужественные и очень умные люди Каким образом Советскому Союзу удалось сыграть решающую роль в 
победном для нынешней цивилизации исходе Второй мировой войны? 
Рациональным разумом найти ответ очень трудно. А для «поколения пепси» —
 невозможно. Многие
 искренне недоумевают, как получилось, что над рейхстагом взвился 
все-таки красный флаг СССР, а не сине-красно-белые США и Великобритании.
 И выиграли мы войну не тем, что завалили врага трупами, а тем, что 
умели все-таки лучше воевать и лучше работать. Вот лишь несколько не 
слишком широко известных, но достаточно показательных примеров того, как
 и кем создавалось оружие Победы, и как светлый советско-русский разум 
переиграл «сумрачный германский гений».  Когда началась Великая Отечественная, в западных военных округах 
находилось значительное количество орудий большого калибра – 152-мм и 
выше. Они были тяжелыми, неповоротливыми и в обороне, которая не была 
позиционной, а, скорее, отступательной, никакой положительной роли 
сыграть не могли. Их, конечно, можно было бросить. Но пушки большого 
калибра трудоемки в изготовлении, быстро утраченное количество не 
восстановишь. А когда придет время наступать – они как раз и пригодятся.
 Но их не будет. Что делать?  И тогда, в июле 1941-го, начальник Главного артиллерийского 
управления, генерал-полковник артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев 
отдает приказ о немедленной эвакуации орудий крупного калибра в глубокий
 тыл, на восток страны.  Это было не просто смелое, а смертельно опасное в тех условиях 
решение.  Ведь все имевшиеся силы бросались как раз на Запад, чтобы хоть как-то
 остановить врага. И эшелоны с пушками, идущие прочь от фронта, могли 
вызвать естественное подозрение в том, что отдавший такой приказ 
работает на врага. Но факт остался фактом. Летом 1941-го практически все
 орудия особо крупного калибра были эвакуированы и переведены в резерв 
Главного командования. Переброску этих пушек удалось организовать и 
провести настолько скрытно, что ни немецкая разведка, ни советская 
контрразведка оказались тогда просто не в курсе. И когда пришло время 
наступлений, именно снаряды этих огромных пушек стали взламывать оборону
 врага и прокладывать Красной, а затем и Советской Армии путь к Победе.  В 1941-м на восток эвакуировались не только орудия главного калибра, 
но и многие промышленные предприятия. Эвакуация шла по железной дороге, 
которая постоянно подвергалась бомбардировкам. И все-таки она удалась. 
Каким образом? Можно утверждать — лишь потому, что Управлением военных 
сообщений руководил гениальный и внешне очень красивый русский человек, 
полковник Иван Владимирович Ковалев. Именно он помог генерал-полковнику 
Яковлеву осуществить скрытную переброску сверхмощной артиллерии.  Всего несколько забытых цифр. Объем эвакуационных перевозок в первый 
период войны составил 1 миллион 600 тысяч вагонов, чисто военных 
перевозок – 1 миллион 280 тысяч вагонов.  В период битвы под Москвой переброска резервов из Сибири шла со 
средней скоростью 1000 километров в сутки!  А ведь в первые две недели железнодорожное сообщение на Западе страны
 было действительно парализовано. Немцы разбомбили все узловые станции, а
 наши военные еще и умудрились потерять следы всех вагонов с 
боеприпасами и стрелковым вооружением, отправленными на фронт.  И в царской России, и в СССР каждый вагон, перевозивший военный груз,
 литеровался, а его передвижение по железным дорогам страны 
контролировалось каждые шесть часов. Незадолго до начала войны нарком 
путей сообщения Лазарь Каганович усмотрел в этом архаизм и жуткую 
бюрократию. Он приказал литеровать только железнодорожные составы, а 
интервал контроля за их передвижением значительно увеличил. В конце июня
 41-го такая борьба с бюрократией обернулась катастрофой. Вагоны с 
боеприпасами и оружием цепляли к любым составам, идущим в западном 
направлении, которые зачастую не имели военного обозначения. Через две 
недели в снабжении воюющей Красной Армии наступил хаос. Начались 
скоропалительные поиски виновных и быстрые расправы. Про борца с 
бюрократией почему-то и не вспомнили. И тогда Иван Ковалев сумел 
организовать перепись всех вагонов, имевшихся в стране — с обязательной 
проверкой их содержимого. Он же настоял на возврате к старой системе 
литерования и контроля. Порядок в снабжении войск был наведен.  Ковалев же нашел способ увести наши эшелоны из-под бомбежек. 
Оказалось, что немцы не бомбили сами железнодорожные пути – берегли для 
себя. Они разрушали узловые станции, причем налеты совершались с истинно
 германской педантичностью, ровно в 21.00. Полковник Ковалев отдал 
приказ: к девяти вечера ни на одной станции, находящейся в пределах 
досягаемости вражеских бомбардировщиков, не должно находиться ни одного 
вагона, тем более – паровозов. Все составы растягивались цепочкой по 
магистрали, отводились на запасные пути. И случилось невероятное. 
Немецкие бомбардировщики спокойно пролетали над стоящими под парами 
десятками составов, растянутыми на подходах к станциям, и обрушивали 
весь бомбовый запас на пустые железнодорожные узлы. Сразу после 
окончания бомбардировок восстанавливались станционные пути, необходимые 
для маневрирования, и движение возобновлялось с прежней интенсивностью.  Удивительно, но немцы так и не смогли перестроиться, хотя, в конце 
концов, поняли, как русские их дурят.  Когда фашисты оказались под Москвой, Генштаб предложил ликвидировать 
железнодорожные войска, а весь личный состав бросить пехотинцами на 
фронт. Создали ликвидационную комиссию во главе с Львом Мехлисом. Однако
 на последнем заседании комиссии, когда вопрос поставили на голосование,
 начальник Управления военных сообщений Иван Ковалев в категоричной 
форме заявил, что положить всех военных железнодорожников в боях за 
Москву – ума много не надо. А вот подготовить им смену в условиях войны 
не удастся. И что делать, когда отступление наше завершится и армия 
пойдет на Запад? Кто будет восстанавливать железнодорожные коммуникации,
 кто поведет составы с техникой и войсками? Фактически полковник Ковалев
 обвинил самого Мехлиса и даже начальника Генштаба в пораженческих 
настроениях.  Естественно, оба тут же доложили Сталину, что полковник Ковалев 
саботирует реализацию указания Верховного главнокомандующего. Сталин 
вызвал его к себе и в грубой форме потребовал объяснений. Иван 
Владимирович не спасовал, повторил все свои доводы. Иосиф Виссарионович,
 хоть и не имел высших образований, в сути проблемы разобрался сразу. 
Тогда уже досталось и Мехлису и Шапошникову. Ликвидационная комиссия 
была распущена, железнодорожные войска сохранили. И свою огромную роль в
 будущей Победе они сыграли.  О создателях советского оружия материалов в открытом доступе более 
чем достаточно. Казалось бы, известно все и обо всех. И, тем не менее… О
 Николае Федоровиче Шашмурине знают лишь очень дотошные исследователи 
истории советского танкостроения.  А ведь именно он помог армии выиграть Курскую битву. Да и вообще, его
 вклад в мировое танкостроение неоценим, хотя совершенно недооценен. На 
Кировский завод он пришел в возрасте 27 лет, и сразу включился в 
конструкторскую работу. Первое, что сделал Шашмурин – добился, чтобы на 
тяжелых танках, проектировавшихся и выпускавшихся в Ленинграде, 
устанавливалась только торсионная подвеска. Сегодня такое решение 
кажется естественным, но тогда даже именитые танкостроители были 
уверены, что торсион не выдержит веса КВ и сломается в самый критический
 момент. К тридцати годам молодой конструктор уже поседел в битвах с 
титанами танковой мысли, вроде Жозефа Котина. Но авторитет на Кировском 
заводе заработал непререкаемый.  КВ-1, спроектированный Котиным, был лучшим тяжелым танком своего 
времени. Правда, был у него один недостаток – танк не мог ездить. Из-за 
слабой коробки переключения передач тяжелая машина намертво клинилась, 
пройдя своим ходом всего несколько километров. Кировский завод 
эвакуировали в Челябинск, где продолжился массовый выпуск совершенно 
бесполезных КВ-1. И к лету 1942-го Красная Армия оказалась обеспечена 
танками хуже, чем летом 1941-го. Трагедия Харькова и поражение в Крыму в
 немалой степени были связаны с отсутствием бронетехники, так как 
массовый выпуск Т-34 еще не наладили. Тогда Николаю Шашмуринупоручили 
«разобраться» с капризной коробкой. И он спроектировал совершенно 
оригинальный механизм, который придал неповоротливому КВ новые качества.
 Танк стал очень надежным и скоростным. Он получил название КВ-1с, то 
есть «скоростной». Именно эти танки стали основой советской броневой 
армады в битве за Курск. При передислокации 5-й танковой армии в район 
Курской дуги сотни КВ-1с прошли своим ходом 400 километров без единой 
поломки и с марша вступили в бой.  Николай Федорович нашел ряд поистине революционных решений в 
совершенствовании технологии машиностроительного производства. В 
результате его нововведений суммарная трудоемкость производства тяжелого
 ИС-2 была такой же, как при производстве среднего Т-34. Кстати, во всех
 справочниках говорится о том, что ИС-2 спроектировал Николай Духов. Это
 не совсем, а точнее – совсем не верно. Николай Леонидович действительно
 исполнял обязанности главного конструктора Челябинского Кировского 
завода, но работу над ИС-2 поручил Шашмурину, а сам занялся созданием 
ИС-3. В итоге грубоватый ИС-2 стал настоящим и очень грозным стальным 
бойцом, а красивый ИС-3 — идеальным для установки на различных 
постаментах.  ИС-2 оказался на 11 тонн легче «Королевского тигра», а по эффективной
 бронезащите превосходил его в полтора раза.  В 1944-м было выпущено несколько сот ИС-3 и даже ИС-4, но… И тот и 
другой опять имели проблемную коробку передач и ломались даже чаще, чем 
приснопамятный КВ. Красивые грозные машины, так нужные фронту, до фронта
 не дошли. А ИС-2 отвоевал окончательный период войны более чем 
достойно. Неслучайно даже Сталин назвал именно эту машину «танком 
Победы». И в Карлсхорсте, где была принята капитуляция Германии, вечным 
памятником нашей бронетанковой мощи стоит, и будет стоять ИС-2.  Николай Шашмурин еще в годы войны разработал концепцию проектирования
 танков по предельным параметрам, ей стали пользоваться во всех танковых
 КБ мира. Шашмурин спроектировал лучший тяжелый танк СССР – ИС-7. Он 
имел полуавтоматическую пушку калибра 130-мм, двигатель мощностью 1000 
л.с, полуавтоматическую коробку передач и много других новаций. По всем 
своим действительно предельным параметрам ИС-7 опередил время на 
десятилетия. И ведь этот танк был построен, испытан, получил прекрасные 
отзывы, но так и остался уникальным экспонатом уникального музея в 
Кубинке.  К 1942-му Василий Гаврилович Грабин спроектировал одну из самых 
красивых и эффективных дивизионных пушек – знаменитую ЗИС-3. Эти 
прекрасные орудия не утратили своей мощи и сейчас. Они остаются на 
вооружении армий десятков стран, выпускаются за границей по переданным 
еще в советские времена лицензиям. Показательный факт. Погибшего 
президента Польши Качиньского, отличавшегося просто лютой ненавистью к 
Сталину, и тело его супруги везли к месту погребения в Кракове на 
лафетах пушек ЗИС-3, названных, между прочим, в честь советского 
генералиссимуса. Пушка эта – одна из самых массовых и любимых в Войске 
Польском.  Примеров того, что в Советском Союзе умели делать не только что-то 
самое большое и несуразное, но еще и умели очень хорошо работать даже в 
самое тяжелое время, приводить можно бесконечно много. А разговоры о 
том, будто и воевали мы неправильно, и техника у нас была хуже немецкой,
 тем более, американской, идут зачастую от незнания, а то и от 
лукавства.  В 1931-м СССР практически не имел тяжелой промышленности, армия была 
пехотно-кавалерийской. Десять лет спустя в СССР было практически все: и 
современная артиллерия, и современная авиация, и современный флот, и 
более чем современная бронетехника.  Да, Красная Армия отступила до Москвы и понесла огромные потери. Но 
советская, а не американская армия вошла в Берлин и положила конец войне
 в Европе. Формально победила коалиция, фактически – наша страна. И вряд
 ли все это стало бы возможным в стране лишь «тотального рабства и 
сплошного ГУЛАГа».  В 1991-м мы имели вполне современную оборонную промышленность и самую
 боеспособную армию в мире. С 2000 по 2008 год – купались в 
нефтедолларах. Итог эффективного менеджмента? Оборонка деградировала 
практически полностью. Дошло до того, что современное вооружение будем 
закупать за границей – сами сделать не можем. А на что способна нынешняя
 Российская Армия – не знают даже ее командиры. Так что в год 65-летия 
Великой Победы вспомним победителей. Ими были не рабы и винтики системы,
 а гордые, мужественные и очень умные люди. Слава им и память наша! |