Воскресенье, 09.05.2021, 08:02
Полная версия сайта | PDA версия сайта Добрый день! Гость | Регистрация | Вход| RSS| ЛС | Поиск по сайту
, Гость! Регистрация не займет много времени. Пожалуйста зарегистрируйтесь , или войдите на сайт как пользователь
Форма входа

Меню сайта

Информация

Свежие темы форума
Форум
Дорога в никуда (7) Кто чем от чего лечится? (72) Купавинские поликлиники (308) Матросова д.4 (0) Платная московская медицина (31)
Внимание!
На форум требуются модераторы

Самые активные авторы


Погода
Яндекс.Погода

Подписка на новости
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Предложение
Уникальное предложение для небольших фирм и хороших специалистов -

Cайт-визитка на сайте г. Старая Купавна.

О вас должны знать все!

Хотите увеличить продажи? Привлечь новых клиентов?

Расскажите жителям Старой Купавны о себе

- разместите рекламу на неофициальном сайте города Старая Купавна

Главная » 2015 » Ноябрь » 16 » История Старой Купавны
22:13
История Старой Купавны
Старая Купавна
Город с красивым названием Старая Купавна появился на карте России совсем недавно, до 2004 года это был поселок городского типа в Ногинском районе Московской области. Через два года он становится городским поселением, а с января 2009 года – городом районного подчинения.

Но если город условно можно назвать молодым, то история этого населенного пункта насчитывает уже несколько столетий.

Первая запись о «селе на Купавне» встречается в «доконочальной» грамоте 1348 года, согласно которой оно отходило к великому князю Симеону Гордому. После смерти князя от чумы «новое» село остается в собственности его жены. Такова была последняя воля Симеона, записанная в его завещании, которое датируется 24 или 25 апреля 1353 года. Эта дата считается официальной датой основания Купавы.



В ХVI столетии село принадлежит дворянам Демидовым, затем Игнатию Юматову и Ивану Леонтьеву. Последний владелец, скорей всего, не имел сыновей-наследников и, согласно Соборному уложению, после смерти все его владения, вместе с Купавной, отошли в казну. На тот момент село называется Демидово, но уже в 1620 году, после перехода к князю Дмитрию Пожарскому, получает нынешнее название Старая Купавна от названия речки.



В то время здесь было всего 11 крестьянских домов, а также дворы приказчика и вотчинника. В 1647 году сыновья князя Иван и Петр Пожарские строят в поселении деревянную церковь Живоначальной Троицы.



Село находится во владении Пожарских, пока вновь, оставшись без преемника, не переходит во дворцовое ведомство. В 1687 году новым владельцем Купавны становится Иван Репнин, а потом его сын Андрей. В 1704-м в нем насчитывалось уже 175 человек, проживавших в 41 дворе. В 1726 году село отходит к сподвижнику Петра Первого генерал-фельдмаршалу Аниките Репнину, а в 1743-м к него сыну Василию.



Через два года Купавну по указу императрицы Елизаветы Петровны приобрел московский купец Данила Земской. Он привез сюда шелковую фабрику и своих крестьян. С этого момента начинается новая веха в истории села.



За годы владения им Земским Купавна становится одним из крупнейших центров по производству шелка в России. Село выросло до 275 дворов, строится усадьба, от которой сегодня сохранились господский дом, восточный флигель и Свято-Троицкий храм.



В 1783 году Купавну покупает на аукционе князь Григорий Потемкин. Он основал здесь первую в империи часовую фабрику.



В период с 1789 по 1803 гг. село и фабрика находятся в собственности государства, затем производство переходит в потомственное владение князю Николаю Юсупову.





Война с французами не обошла стороной Купавинскую местность. 23 августа 1812 года в село за провиантом прибывает дивизия наполеоновского маршала Нея. Местное население ведет активную борьбу с оккупантами. Героем этой войны стал староста с.Токарево Егор Стулов, командовавший кавалерией в составе отряда Герасима Курина, действовавшего в Богородском уезде.



В 1833 году Купавну покупают московские купцы Петр и Илья Бабкины. Через девять лет они полностью переводят фабрику на сукноделие и прекращают производство шелка. В 1852 году крепостные, работавшие на фабрике, получили свободу и были приписаны к уездному Богородску, а Купава становится мещанской подгородной слободой. Через двадцать лет здесь живет уже 1365 чел. мужского пола.



Строительство Нижегородской железной дороги началось в 1858 году, в 1885-м строится ветка от Фрязево до Богородска. Позже планировалось проложить путь к Старой Купавне, но хотя этот план и не был осуществлен, строительство железной дороги способствует промышленному развитию не только Ногинского района (бывшего Богородска), но и всего восточного Подмосковья. Небольшое село Купавна выросло до большого поселка, товары, производимые здесь, известны во всей Российской империи.



После революции 1917 года национализированная суконная фабрика в Купавне продолжает работать, обеспечивая тканями население и Красную Армию. Масштабы производства Докторовского химического завода, выпускавшего, соляную кислоту, серный натр и огнетушители, настолько значимы, что к нему в 1916 году проводят ширококолейную ветку. В 1935 году здесь же начато строительство завода по производству лекарства против малярии – акрихина. Через полтора года выпущена первая партия крайне необходимого в те годы лекарства, в связи с этим 20 октября 1936 года считается датой основания завода.



Во время Второй мировой войны Купавинская текстильная фабрика не прекращает своей работы, а на заводе Акрихин, фармацевтическое производство которого было эвакуировано, выпускают некоторые лекарства и т.н. «коктейль Молотова». В этот период организован выпуск железобетонных изделий на заводе ЖКБ и Д.





После 1952 года прекращается производство акрихина, но, вместе с тем, увеличивается объем уже освоенных и новых лекарственных препаратов. Промышленность Купавны растет: организованы Химреактивкомплект, асфальтобетонный завод, Химбаза, рыбхоз «Бисерово». Но пройдет совсем немного времени и Купавна превратится в дачный поселок.



Тем не менее, в 1980-х гг. Акрихин стал одним из крупнейших химико-фармацевтических предприятий СССР. Изготовленные на нем субстанции для производства лекарств использовались не только в родной огромной стране, но и в Европе США и Канаде. А текстильная фабрика в 1991 году получит международный знак качества «ВУЛМАРК». Даже после развала Союза, став уже акционерными обществами, эти предприятия сохранили ведущие позиции в своих отраслях.



Таков путь этого славного города, такова роль его в жизни России. И пусть еще многому предстоит измениться, Старая Купавна будет по-прежнему любима своими жителями и гостями и навсегда останется записанной в книге Большой истории.




Категория: News Старой Купавны | Просмотров: 1292 | Добавил: CHIP | Рейтинг: 5.0/2
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Всего комментариев: 2
2 teplo-drov   [Материал]
Спасибо. Теперь знаю, что ответить детям.

1 АленаИ   [Материал]
спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Афиша


Лейся Песня 23.04.2021

[ЦК "Акрихин"]
Танцевальный переполох 24.04.2021

[ЦК "Акрихин"]
Купавинские Звёздочки 25.04.2021

ВНИМАНИЕ!


Медработник по предрей...
Репетитор
Работа
Обрезка плодовых дерев...
Дрова берёзовые колоты...
Ветеринарная вызывная ...
Покупаем лом и вторсыр...
Уроки игры на виолонче...
Дрова берёзовые колоты...
Упаковочная продукция
Услуги Спецтехники
Ремонт настройка и сбо...
Ремонт грузовиков и по...
Установка Webasto, рем...
Стальные двери решётки...
куплю свинец
Берёзовые дрова
Гаражи ракушки пеналы
Помощь в составлении д...
Шиномонтаж в Старой Ку...

добавить объявление


Случайное фото

А знаете ли Вы, что
Первая школа была построена в 1870 году, при Докторовском химзаводе, хозяевами завода – Малютиными. Она просуществовала более 90 лет.

Статистика

Личный кабинет
Добрый день, Гость!
Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сейчас на сайте:

ПДД для пешехода
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

Условия использования материалов сайта © 2021