Воскресенье, 13.10.2024, 16:15
Полная версия сайта | PDA версия сайта Добрый день! Гость | Регистрация | Вход| RSS| ЛС | Поиск по сайту
, Гость! Регистрация не займет много времени. Пожалуйста зарегистрируйтесь , или войдите на сайт как пользователь
Форма входа

Меню сайта

Информация

Свежие темы форума
Форум
Дорога в никуда (8) Кто чем от чего лечится? (72) Купавинские поликлиники (308) Матросова д.4 (0) Платная московская медицина (31)
Внимание!
На форум требуются модераторы

Самые активные авторы


Погода
Яндекс.Погода

Подписка на новости
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Предложение
Уникальное предложение для небольших фирм и хороших специалистов -

Cайт-визитка на сайте г. Старая Купавна.

О вас должны знать все!

Хотите увеличить продажи? Привлечь новых клиентов?

Расскажите жителям Старой Купавны о себе

- разместите рекламу на неофициальном сайте города Старая Купавна

Главная » 2010 » Ноябрь » 1 » 1 ноября – День Мертвых
17:26
1 ноября – День Мертвых
Старая Купавна
Прошу не путать с Хэллоуином – ничего общего. Так же мало общего с Днем Ангелов, приходящимся на 2 ноября, и со Днем Всех святых, празднуемым в католических странах 1 ноября. День Мертвых (Dia de los Muertos) – это не день оплакивания ушедших, а настоящий праздник, замешанный на симбиозе древних языческих верований индейцев, ставших современными латинос, и лучших традиций христианства. Из этого симбиоза получился нарядный и веселый День Мертвых, день, который начинает праздновать Центральная Америка, а в особенности североамериканская Мексика, задолго до наступления и Дня Святых, и Дня Ангелов.

Раз уж мы зацепили эти католические праздники, расскажу о своем первом впечатлении от католических дней поминовения. Лет 30-35 назад мне случилось пожить в Нормандии в Ото-сюр-Сен, в Руане, где октябрь-начало ноября в долине реки Сена и на побережье Ла Манша выдаются особенно мягкими, теплыми, прозрачными, красочными от обилия полыхающей осенними колерами растительности.

И вот в этакие-то дни вся Франция отправляется на свои кладбища с букетами таких же ярких цветов и светильниками. С наступлением ранней темноты французы возжигают на каждой могилке поминальные свечи, поминают своих покойников и с чисто французским эстетством любуются на вид ночного кладбища, сияющего от трепета светильников. Кажется, что души ушедших трепетанием этим общаются с нами, еще живущими, еще не познавшими тайны вечного небытия.

Мысли о жизни вечной, о вечном покое в ином миропребывании, светлая умиротворенность, душевная гармония с неизбежностью перехода в иные прекрасные миры… Вот такой вкус у дней поминовения. Вот про это состояние сказано: «тихий ангел пролетел»…


Зато на День Мертвых ангелы носятся хмельные, разудалые, бахусные, обжористые, проказистые, шумные, веселые. И, как я уже упомянула, задолго до праздника Мертвых. Особенно в темпераментной Мексике.

(Фото: val lawless, Shutterstock)
(Фото: val lawless, Shutterstock)
Еще 3000 лет назад инки, майя и ацтеки, именуемые нынешними мексиканцами, чрезвычайно почитали своих мертвых. Некоторые племена верили, что, пока черепа их покойников находятся с ними в жилищах, души умерших тоже пребывают в их роду-племени. Они хранили вещи, принадлежащие умершим, тотемизировали их скелеты, приносили им воздаяния. Отсюда и пошел обычай сооружать алтари из черепов и личных вещей своим покойникам и праздновать веселые тризны по ушедшим.

Верования древних в загробную жизнь представляли для них смерть лишь как переход в иную ипостась, а сама смерть расценивалась не как кончина, а как возрождение к новой жизни. Свою неразрывную связь с отсутствующими в действительности покойниками древние реализовывали через примитивные человеческие поступки: через фетишизацию черепов, через поедание пищи в виде черепов, ношение деревянных масок-скальпов, танцев в масках, изображающих покойников, через поедание продуктов, любимых покойными, питье их любимых напитков, а также путем подношений (ofrendas) алтарю излюбленных вещей покойников.

Испанские конкистадоры, пришедшие 500 лет назад на земли Центральной Америки и современной Мексики, естественно, усматривали в этой варварской, с их точки зрения, культуре вызов христианским догмам. Они долгое время пытались окатоличить традицию веселой тризны догматически чинной поминальной литургией. Но что такое 500 лет против трех тысячелетий…

(Фото: Jose Gil, Shutterstock)
(Фото: Jose Gil, Shutterstock)
На девятый месяц ацтекского солнечного календаря, приходившегося на август-сентябрь, ацтеки начинали празднества в честь богини Миктекацихуатль, умершей при своем рождении. Постепенно культ этой богини превратился в культ Богини Смерти. Визуализировался имидж этой богини в образе маленькой девочки-покойницы. Отсюда пошел современный обычай жутковато веселого девченочьего карнавала-шествия в белых рубахах с изображениями на них скелетов. Шествие возглавляет сама Богиня Смерть, но ныне ее зовут уже иначе – госпожа Катрина (нарядная модница – Cavalera de la Catrina). Прослеживаете языческие корни?

Не в честь католического Дня Всех святых, а именно в честь веселой Царицы Смерти первый день Праздника Мертвых 1 ноября вся Мексика и многие штаты США и Канады чествуют умерших детей. Дети – первыми, даже за столом тризны.

(Фото: Azucar!, Shutterstock)
(Фото: Azucar!, Shutterstock)
Принято в этот день выставлять алтари в домах, где есть умершие в детском возрасте. На алтари родственники возлагают игрушки, сахарные, карамельные, шоколадные черепа, особые булки, испеченные в форме скальпов, перед алтарями звучит детская музыка, поются детские песни, исполняются детские танцы и подвижные игры. Умершим детям всегда оставляют место за общим столом, а детскую тарелку наполняют любимыми детьми угощениями.

(Сравните наш поминальный стаканчик водки под кусочком чернушки за поминальным столом. Или стакан под ломтем чернушки на окне для покойничка по самые сороковины. Да одинаковые мы все, люди! Вам диковато, да? Мне тоже по первости было. Менталитет у нас такой: при слове «смерть», а в особенности «смерть ребенка», европеец скорбит. У мексиканца же отношение к смерти другое – он умеет смерть приручить и любит ее прирученной).

(Фото: Jose Gil, Shutterstock)
(Фото: Jose Gil, Shutterstock)

1 ноября (Dias de los Angelitos) родственники умерших детей проводят на кладбищах. Собираются у могил, расстилают свои полосатые коврики, украшают могилки яркими цветами (обычно хризантемами или золотыми шарами – cempasuchitl flower), опять же, игрушками, свечами, шарами, выставляют свои ofrendas (хлебы предложения), и… начинается веселый пикник с пением и танцами. И верят они, что их ребенок сегодня обязательно возвращается к ним и проводит в кругу семьи веселый, вкусный, радостный день!

А вот 2 ноября (Dias de los Muertos) почитают мексиканцы и центральные латиноамериканцы своих взрослых. В каждой округе есть свои отличия, но в целом это всегда веселый праздник с карнавальными шествиями, с парадом черепов, с неизменной текилой как покойничку, так и всем участникам. Едят и пьют весь день на своих кладбищах неунывающие мексиканцы среди черепов. Парад тсомпатлей (парад черепов), маски (calacas) с именами покойников на лбах, ряженые, поющие, танцующие, играющие на национальных инструментах. И текила, текила…

(Фото: Bobby Deal / RealDealPhoto, Shutterstock)
(Фото: Bobby Deal / RealDealPhoto, Shutterstock)
Не чужды этому празднику и высоколобые жители Силиконовой Долины – особенно гуляют студенты Стэнфорда и университета Аризоны. Но не переплюнуть им мексиканских студентов из Национального университета Мехико – те вошли в книгу рекордов Гиннесса в 2004 году, построив стену из 5667 черепов!

Даже в доме, где я живу уже выставлен коллективный алтарь: жильцы дома латинского (и не только) происхождения принесли на алтарь фотографии своих ушедших, украсили алтарь яркими цветами, фигурками-черепами, кто-то притащил даже банку меда в форме черепа и такую же бутылку текилы. Ну-ну…

Не зря, все-таки, в 2003 году ЮНЕСКО причислил праздник Дня Мертвых к сокровищам-достояниям всего человечества. А может, так и надо относиться к смерти? Ведь сказано не нами, что то, что невозможно уже изменить, надо уметь принять достойно и позитивно. И обязательно верить, что наши любимые ушедшие с нами до тех пор, пока они почитаемы, до тех пор, пока мы их помним.

Категория: News со всего света | Просмотров: 1066 | Добавил: CHIP | Рейтинг: 0.0/0
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Всего комментариев: 1
1 гость  
фетишизация — культ, поклонение, обожествление, почитание, преклонение, благоговение; обоготворение, абсолютизирование, абсолютизация. Ant. презрение Словарь русских синонимов. фетишизация сущ., кол во синонимов: (8) • ↑абсолютизация (3) • ↑абсолютизирование…

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Информация

ВНИМАНИЕ!

Случайное фото

А знаете ли Вы, что
В 1821 году, Е. О. Бесс основал хим завод в деревне Михалево (сейчас одна из улиц Купавны).

Статистика

Личный кабинет
Добрый день, Гость!
Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Сейчас на сайте:

ПДД для пешехода
4.6.Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Условия использования материалов сайта © 2024