Пятница, 29.03.2024, 08:53
Полная версия сайта | PDA версия сайта Добрый день! Гость | Регистрация | Вход| RSS| ЛС | Поиск по сайту
, Гость! Регистрация не займет много времени. Пожалуйста зарегистрируйтесь , или войдите на сайт как пользователь
Форма входа

Меню сайта

Информация

Свежие темы форума
Форум
Дорога в никуда (7) Кто чем от чего лечится? (72) Купавинские поликлиники (308) Матросова д.4 (0) Платная московская медицина (31)
Внимание!
На форум требуются модераторы

Самые активные авторы


Погода
Яндекс.Погода

Подписка на новости
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Предложение
Уникальное предложение для небольших фирм и хороших специалистов -

Cайт-визитка на сайте г. Старая Купавна.

О вас должны знать все!

Хотите увеличить продажи? Привлечь новых клиентов?

Расскажите жителям Старой Купавны о себе

- разместите рекламу на неофициальном сайте города Старая Купавна

Главная » Статьи » Статьи о Купавне » Статьи из книг

ОЗЕРКИ ВЫ МОИ, ОЗЕРКИ!

Старая Купавна
С юга к Озеркам подходят находящиеся на возвышенности улицы Комиссаровская, Октябрьская и часть Большой Московской улицы. Озерки находятся как бы в котловане, окружённом со всех сторон высотами. Ещё одно озерцо существовало на месте Микрорайона (оно было уничтожено при строительстве, в него забили железобетонные сваи и засыпали песком). Третье - за Жилкой в конце улицы Радищева. Все три озера существовали отдельно друг от друга, и в каждом когда-то били ключи. В частности, на Озерках у школы №27 ключи били до конца 50-х годов XX века, и находились они сзади дома №99 по Большой Московской улице.

Весенний разлив Озерков. 29 апреля 1963 года

С расширением Купавны потребность в воде возросла. Это привело к строительству большого количества общественных и личных колодцев, промышленных скважин. Родники, которые били в окрестностях Купавны и в ней самой, стали затухать и исчезать. Воды озёр и реки загрязнялись бытовыми и промышленными отходами.

Когда-то всё было не так. Озерки представляли собой глубокое полноводное озеро, так как ключи били круглый год. Весной, в период таяния снегов, вода выходила из берегов, пересекала улицу Лягушачью (ныне Озерская), затем по низкому месту улицы Большая Московская протекала по территории, ныне застроенной домами Дементьевых, Акимовых, мимо нынешнего общежития №4, центрального склада, гаража и далее по оврагу устремлялась к Ку-павинке. Весенним потоком вымывался не только мусор, но и уносились в реку поваленные деревья.

Если внимательно посмотреть на улицу Большая Московская в районе домов Дементьевых и Акимовых, то можно обнаружить, что улица в этом месте приподнята примерно на 2 метра, и асфальт находится на уровне окон домов. Однако Л.Д. Богоявленский писал, что это место было самым низким. Это соответствует истине. Так оно и было до середины XX века. Затем стали делать подсыпку песка и гравия, а затем всю улицу заасфальтировали. То же самое проделали с Молодёжным и Фабричным проездами, где проезжую часть приподняли почти на 2 метра. Особенно это заметно по дому №8, что напротив гаража. Когда строили, его площадка была выше проезжей части. Сейчас он углублен примерно на 2 метра.

Л.Д. Богоявленский писал, что канал, по которому в цех отделки текла ключевая вода, существовал до конца XIX века. Но, как мне представляется, до канала на этом месте просто протекал ручей из Озерков в Купавинку. Когда Д.Я. Земской строил свою шёлковую фабрику, ему не так много воды было нужно. Видимо, ему хватало того ручья, возле которого им были возведены кирпичные корпуса. Сегодня эта территория охватывает центральный склад, общежитие №4, здание вечерней школы, механический цех фабрики, баню.

Из истории Купавинской фабрики мы знаем, что вначале существовало шёлковое ткачество. Суконное же производство было налажено в 1819 году при князе Юсупове. Процесс сукноделия требовал применения чесальных, прядильных, ткацких, отделочных механизмов, которые приводились в движение двигателями. Для этой цели, как пишет Пётр Кротов, Юсупов выписал из Англии две паровые машины. Как известно, паровые двигатели требуют большого количества топлива, а для создания пара, вращающего паровую турбину, еще и много воды. Не сомневаюсь, что именно при Юсупове был создан, обустроен тот самый канал, о котором пишет Л.Д. Богоявленский.

Из рассказов моих родителей и старожилов Купавны мне известно, что паровые машины Юсуповым были установлены в помещениях, на месте которых сейчас стоит здание вечерней школы и небольшой гараж для автомашины директора фабрики.

Кстати, труба котельной паровых машин просуществовала более ста лет. Она была высотой порядка 25 метров. Сломали её летом 1936 года за ненадобностью. Происходило это следующим образом. Снизу у основания выло мали дыру примерно на половину диаметра трубы и высотой метра два. Чтобы труба не упала раньше времени, вместо изъятого кирпича вставляли подпорки из брёвен. Сверху трубы закрепили металлический трос, подведённый к лебёдке. Деревянные подпорки обложили дровами и подожгли. По мере горения лебёдка натягивала трос. Когда опоры полностью сгорели, труба стала падать. При падении она переломилась на две части. Верхняя ударилась о землю и покатилась в сторону лебёдки, однако за несколько метров до неё остановилась.

Момент падения трубы я видел лично, стоя среди других и наблюдая происходящее. Как сейчас помню, труба упала в нескольких метрах от центрального склада вдоль его северной стены. А когда был убран весь кирпич, на месте падения трубы в земле осталась длинная вмятина.

Момент падения трубы

От паровых машин отходили линии трансмиссии, и не только к станкам, смонтированным в тех же помещениях, где была и котельная с паровыми машинами. Они также тянулись через улицу к другим цехам. Паровые машины впоследствии были заменены ТЭЦ - теплоэлектроцентралью. Это произошло, видимо, в конце XIX - начале XX века. Она тоже требовала топлива (дров, торфа), которое в 60-70-е годы было заменено жидким - мазутом, а также частично природным газом.

***

НА ВОСТОК...

Однако вода из Озерков бурным потоком в весенние месяцы вытекала и в восточном направлении. И текла она через низинку между «высотками», на которых позже - в конце 20-х - начале 30-х годов - были построены первые одиннадцать домов улицы Разина, - от дома Богоносовых до дома Портновых. В 50-х годах улица Разина удлинилась до леса параллельно улице Большая Московская.

Когда Озерки по весне разливались, то часть водных ресурсов уходила (помимо юго-западного направления) большим потоком по низине сначала на восток, а затем, сливаясь с талыми водами, бегущими с высотки севернее улицы Разина, поворачивала строго на юг и, перебежав через старый Владимирский тракт, устремлялась в то самое озеро, на месте которого сейчас выстроен Микрорайон. Из него вода и льдины плыли в юго-восточном направлении до низины (ныне улицы Герцена и Радищева), затем устремлялись в Романовское озеро, находившееся в лесном массиве. Сейчас озеро практически не существует (это место называют просто «яма»). Озеро в. шестидесятые годы пытались облагородить, но добились обратного эффекта. Кстати, лес за Жилкой с незапамятных времён также назывался Романовским. Так вот, из этого озера вода перетекала в район так называемых «Подосинок» - в болото. Название это пошло от большого количества осин, росших на болоте и вокруг него. В летнее время там было обилие подосиновиков. А вот уже из болота вода попадала в Ржавку, как называли тогда часть Шаловки из-за ржавого цвета воды. Ещё перед войной, в конце 30-х годов, По-досинки стали осушать. Не стало ни болота, ни озёр, ни ягодных мест, которыми славились Подосинки. Таковы результаты вторжения человека в природу родного края ради развития суконной и химической промышленности.

Вместе с возведением Д.Я. Земским в Купавне в середине XVI11 века кирпичного завода и шёлковой фабрики, а затем с развитием в XIX веке Юсуповым, Бабкиными, Рыбниковыми и другими владельцами суконного производства была практически уничтожена вокруг Купавны большая часть леса, выработан и выжжен торф, погублена растительность и животный мир. Дальнейшее развитие промышленности привело к заражению не только почвы, но и подземных вод.

Источник: Век седьмой", альманах. Старая Купавна – 2003г.

Источник: http://my-old-kupavna.ucoz.ru/publ/staraja_kupavna/istoriya_staroy_kupavni/ozerki_vy_moi_ozerki_viktor_akimov/9-1-0-268
Категория: Статьи из книг | Добавил: HRAP (01.08.2014)
Просмотров: 1464 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Информация

ВНИМАНИЕ!

Случайное фото

А знаете ли Вы, что
Первая школа была построена в 1870 году, при Докторовском химзаводе, хозяевами завода – Малютиными. Она просуществовала более 90 лет.

Статистика

Личный кабинет
Добрый день, Гость!
Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Сейчас на сайте:

ПДД для пешехода
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине.

Условия использования материалов сайта © 2024